8 (499) 938-71-68

Схемы таможенного оформления в России

Допустимо ли использование серых схем таможенного оформления?

Схемы таможенного оформления в России
Существует три схемы таможенного оформления импорта: черная, серая и белая. Эксперты утверждают, что около 70-80% грузов из Китая перевозят с использованием серых схем. Что это значит, насколько это выгодно и допустимо, почему такой вариант предпочитает большинство владельцев грузов? Давайте разберемся.

Сначала поговорим об альтернативах.

Есть несколько вариантов перевозок из Китая по черным схемам:

  • Полное отсутствие таможенного оформления. Всю партию товаров провозят без документов и платежей.
  • Попытка спрятать часть грузов, чтобы снизить таможенные платежи.
  • Перевозка одних товаров под видом других. Например, по факту везут промышленное или медицинское оборудование, а по документам – сувенирную продукцию или канцелярские принадлежности.

Использование черных схем – это нарушение закона. Если о нем станет известно, людям, которые пытались провезти груз таким способом, грозит обвинение по статьям 180 и 194 УК РФ. В худшем случае наказанием станет тюремное заключение на срок до 20 лет.

Даже если сам владелец грузов не участвует в преступлении и не знает, что его товары везут из Китая по черной схеме, ему все равно могут предъявить обвинения. В этом случае, возможно, удастся избежать тюремного заключения, но товары будут конфискованы и вдобавок придется заплатить огромный штраф. Такие убытки способны убить бизнес и разорить его владельца.

Кроме того, товар, ввезенный нелегально, будет сложно оформить корректно с точки зрения бухгалтерской документации компании и налогового законодательства. Приняв такой товар на баланс, есть риск заложить в компанию “бомбу замедленного действия”, которая рванет при налоговой проверке.

Именно поэтому так важно доверять организацию перевозок и таможенного оформления компании с хорошей репутацией.

С белыми схемами все намного проще. Их преимущества – полная прозрачность, законность и безопасность. Именно эти схемы используют крупные компании со стабильным финансовым положением, а также организации, которые работают в рамках государственных контрактов или сотрудничают с сетевыми фирмами.

Но если белые схемы настолько безопасны, почему же их используют не все компании, заказывающие грузы из Китая? Основная причина – высокие таможенные платежи.

В некоторых случаях их сумма настолько велика, что перечеркивает главное преимущество китайских товаров и оборудования – низкую цену.

Разумеется, для крупной компании такие расходы незначительны, но для небольших или молодых фирм они могут оказаться неподъемными.

И тогда владельцы бизнеса начинают присматриваться к серым схемам.

Что такое «серая схема»

Основное отличие серой схемы таможенного оформления от белой — в том, что при ее использовании импортером-получателем является не сам покупатель, а логистическая компания. В этом заключается и риск: на время перевозки и импортного оформления покупатель теряет юридический контроль над грузом. Именно поэтому перевозкой должна заниматься компания, заслужившая доверие клиентов.

В остальном при использовании серых схем нет рисков, потому что:

  • Товары ввозят легально.
  • Для оформления предоставляют полный пакет документов. Составлением бумаг занимаются специалисты логистической компании, поэтому риск ошибок минимален.
  • Клиенту предоставляют закрывающие бухгалтерские документы и копии деклараций. Проблем с налоговой инспекцией не возникает – все законно.

Каким же образом серые схемы позволяют экономить? Суть в следующем: при их использовании сотрудники логистической компании указывают минимальную стоимость товаров, чтобы снизить таможенный платеж.

Нижнюю границу стоимости грузов определяют сотрудники таможенной службы.

Зная установленные границы, специалисты логистической компании могут договориться с китайским поставщиком о снижении стоимости грузов в инвойсе.

Допустим, компания покупает светодиодные экраны. Минимальная стоимость товаров, установленная таможней, составляет 10 000 USD. Таможенный платеж складывается из пошлины, НДС и сбора. В данном случае он составит 2535 USD. Однако поставщик предлагает компании этот товар по более высокой цене – 30 000 USD.

Если указать эту стоимость в инвойсе, таможенный платеж составит 7355 USD, разница – 4820 USD. Сотрудники логистической компании договариваются с китайским поставщиком о снижении цены в инвойсе.

Покупатель оплачивает товары по минимальной стоимости, а оставшуюся часть суммы переводит на счет продавца отдельным платежом.

В каких случаях актуально использование серых схем

Нужно учитывать несколько важных моментов:

  • В некоторых случаях условия поставки и стоимость самого товара таковы, что выгоднее использовать белую схему, а не серую.
  • Крупным компаниям нет смысла занижать стоимость – им по силам погасить любой таможенный платеж в полном размере.

Кто чаще всего пользуется серыми схемами? В первую очередь — молодые и небольшие фирмы с малым капиталом, индивидуальные предприниматели и стартаперы, для которых экономия в 1000-5000 USD может оказаться очень значительной.

Также снижение таможенных платежей встречается в практике компаний, близких к банкротству и вынужденных искать любые способы экономии, чтобы удержаться на плаву и снова встать на ноги.

Важно помнить, что это все равно риск (хоть и небольшой по сравнению с “черным” оформлением), а потому использование белых схем более предпочтительно.

Источник: http://rfkgrp.com/article/dopustimo-li-ispolzovanie-seryh-shem-tamozhennogo-oformleniy.html

Как растаможить товар из Китая — способы, варианты и стоимость

Схемы таможенного оформления в России

Китай является не только стратегическим союзником России, но крупным торговым партнёром, а многие предприниматели на импорте товаров из Китая заработали себе немалые деньги.

Но как растаможить товар из Китая? Должен ли бизнесмен самостоятельно заниматься растаможкой — или этим может заняться его представитель? Сколько стоит растаможка из Китая? И какие документы нужно подать таможенным органам, чтобы товар благополучно пересек границу? Ниже мы узнаем ответы на эти вопросы.

При пересечении товаром границы понадобиться выполнить процедуру растаможки. Для этого нужно предоставить таможенным органам груз и документацию к нему, а также пройти все необходимые процедуры. Растаможка бывает двух типов:

  • По упрощённой схеме. Данный метод применяется, если физическое лицо ввозит товары лишь для личного пользования, а для импорта товаров на продажу этот метод не используется. Конечно, импортёр может перевозить груз небольшими порциями, указывая в документации, что ввозимые товары являются вещами для личного пользования, однако такой подход чреват проблемами с законом и потерей груза.
  • По общей схеме. Данный метод применяется, если физическое или юридическое лицо ввозит множество товаров на продажу. Растаможка по общей схеме может производиться как на границе, так и на месте доставки груза.
    Также можно выполнить растаможку по общей схеме удалённо — в данном случае документы для импорта в Россию подаются в одном месте, а сама растаможка происходит в другом месте.

Также существует 2 основных способа подачи таможенной декларации — самостоятельно или через брокера. Ниже мы рассмотрим эти две схемы более подробно, а также узнаем преимущества и недостатки каждого метода.

 

В данном случае человек или компания самостоятельно подаёт декларацию таможенным органам.

Самостоятельная доставка и растаможка товаров из Китая обычно применяется крупными компаниями, которые специализируются на импорте товаров и могут позволить себе содержать таможенного юриста, логиста и других специалистов. Мелкие компании обычно не применяют этот метод, поскольку у них нет денег на содержания таких специалистов.

Конечно, любой гражданин может подать таможенную декларацию, однако таможенное оформление имеет множество тонкостей и нюансов, о которых может не знать простой человек без профильного образования.

Главным плюсом данного подхода является возможность контролировать груз на всех этапах растаможивания, а также отсутствие дополнительных расходов. Главный минус — большое количество рисков, связанных со множеством нюансов таможенного оформления.

Грузовая таможенная декларация (ГТД) — главный документов для растаможки.

Подать декларацию можно и через брокера. В зависимости от юридического статуса брокера различают два способа растаможки:

  • Когда брокер выступает в роли посредника. В данном случае в роли покупателя выступает сам заказчик, а брокер выполняет следующие функции — оформление и подача документов, сопровождение груза, логистика и так далее. Данный метод применяется обычно мелкими компаниями, у которых нет лишних денег на содержание полноценного штата специалистов, однако они могут позволить себе нанять компетентного человека, который выступит посредником между ними и таможней.Главный плюс данного метода очевиден — оформлением документов и разрешением споров занимается компетентный специалист, траты на которого не слишком высоки; ещё один плюс — возможность контролировать груз на каждом этапе оформления.

    Главный минус — найти хорошего брокера не слишком просто; при выборе брокера следует обратить внимание на его образование, опыт работы, отзывы и так далее. Сколько стоит таможенный брокер — подробнее тут.

  • Когда заказчик заключает с брокером ВЭД-контракт. Тогда владельцем груза в момент растаможки фактически является не заказчик, а брокер. Брокер занимается не только сопровождением груза и оформлением документации, но и покупкой товара за границей и доставкой товара заказчику. Заказчик в данном случае фактически не занимается внешнеэкономической деятельностью — эту функцию полностью выполнят брокер.Плюсы этого метода следующие — оформлением всех документов занимается компетентный специалист, заказчику нет необходимости выступать в роли субъекта внешнеэкономической деятельности.

    Главный минус данного подхода — высокая стоимость подобных услуг. Также заказчик не может контролировать груз вплоть до момента прибытия, поскольку фактическим владельцем груза является не он, а брокер.

Этапы таможенного оформления товара из Китая

Таможенное оформление состоит из следующих этапов:

  • Оценка пакета документов. На данном этапе таможенники проверяют наличие сопроводительной документации (декларация на товары, упаковочный лист, сертификаты и так далее).
  • Проверка документов. Таможенники проверяют соответствие товаров предоставленным документам для подтверждения законности импорта. В конце таможенники самостоятельно рассчитывают стоимость груза исходя из документов, предоставленных импортёром.
  • Валютный контроль и проверка ВЭД-контракта. Проверяется соблюдение правил валютного контроля (поскольку все торговые операции, осуществляемые в иностранной валюте, подлежат валютному регулированию), внешнеторговый контракт купли-продажи, а также проверяется факт, что у импортёра вообще есть право заниматься внешнеэкономической деятельностью (нужно представить уставные документы юридического лица).
  • Проверка таможенных платежей. На данном этапе проверяется не только сам факт уплаты необходимых таможенных платежей, но и их корректность. Например, импортёр может нарушить сроки подачи декларации или просрочить оплату — в таком случае таможенным органам придётся выписать ему штраф. Расчёт пени по таможенным платежам здесь.
  • Фактический осмотр товара. На данном этапе проверяется фактическое соответствие товаров грузу. Если все документы составлены правильно, груз пропускают.
  • В конце процедуры таможенник подписывает и ставить печати на всех предоставленных документах.

Декларация

На любой товар, который пересекает границу России, необходимо оформить грузовую таможенную декларацию (ГТД). Этот документ оформляется на бланке специального типа, который имеет несколько степеней защиты от подделок.

Конечно, всю эту информацию можно найти и в других документах, однако весь пакет документов достаточно объёмен, поэтому таможенники перед глазами всегда должны иметь официальную бумагу, в которой содержится все основная информация о грузе. Также у ГТД есть и другое назначение — с помощью этой бумаги подтверждается законность перемещения товара через границу.

Таможенное оформление грузов

Таможенное оформление грузов включает в себя подачу не только декларации, но и других документов на груз, а также осмотр груза таможенниками. Чтобы оформление прошло успешно, нужно подготовить следующий пакет документов:

  • ВЭД-договор или любой другой документ, подтверждающий сделку.
  • Документы на транспорт.
  • Различные разрешительные документы для грузов специального типа — лицензии, сертификаты и так далее.
  • Документы, которые подтверждают происхождение товаров.
  • Платёжная документация и документы, подтверждающие уплату пошлин. Если расчёт производился в валюте, то нужно также предоставить паспорт груза.
  • Документ, который подтверждает личность декларанта (например, паспорт).

Если документы составлены корректно, а груз соответствует документам, то декларант получает разрешение на провоз груза, а сам груз пропускают.

Также для пропуска груза необходимо оплатить все пошлины и налоги. Оплатить пошлины можно в кассу либо на счёт таможенного органа. Оплата производится только в рублях.

После предъявления товаров у декларанта есть 15 дней, чтобы оплатить все таможенные платежи. Если он превысит этот срок, ему будет начислен штраф.

При уплате пошлин таможенный служащий по требованию заявителя может выдать ему документ, подтверждающий оплату.

Также при растаможке груза широко используются авансовые таможенные платежи. В таком случае плательщик вносит на счёт таможенного органа определённую сумму денег, а при подаче декларации он фиксирует этот факт и деньги идут на оплату пошлин (до подачи декларации деньги считаются собственностью плательщика).

Оплата пошлин авансовым методом может осуществляться даже тогда, когда деньги на счёт переводит не фактический хозяин груза, а брокер, который выступает от его имени, но в таком случае переведённые деньги считаются собственностью брокера до момента подачи декларации.

Растаможка товаров стоит недёшево:

  • Всем владельцам груза придётся заплатить ввозную таможенную пошлину. Её размер напрямую зависит от типа товара, однако для большинства товаров из Китая действует единая таможенная ставка, которая составляет 20 % от стоимости товара.
    Также определённое значение имеет структура груза, его габариты, вес и другие параметры.
  • Владельцу груза нужно заплатить НДС в размере 10 или 20% от стоимости товара (в зависимости от налогового режима). Также следует помнить, что НДС начисляется не от стоимости товара, а от стоимости товара + стоимость растаможки.
  • В ряде случаев придётся дополнительно заплатить таможенный сбор (правда, он достаточно мал и составляет порядка 0,5 %).
  • На некоторые товары (например, авто) может быть установлен дополнительный акцизный сбор, который повышает стоимость растаможки ещё больше.
  • Если товар слишком мал, то он может быть освобождён от уплаты всех пошлин и налогов, однако в полноценной ВЭД-деятельности такой сценарий встречается очень редко.
  • Полную стоимость растаможки может подсчитать ваш брокер. Также можно использовать калькулятор для растаможки товаров из Китая.

Дополнительная информация о таможенном оформлении грузов из Поднебесной в этом видео:

Теперь вы знаете, как растаможить товар из Китая. Подведём итоги. Во-первых, растаможка может осуществляться как самим заказчиком, так и его официальным представителем (брокером).

Во-вторых, для растаможки потребуется собрать все необходимые документы и предоставить их таможенникам, а одним из самых важных документов является грузовая таможенная декларация (ГТД).

В-третьих, всем владельцам груза придётся оплатить ввозную таможенную пошлину, НДС, акциз и таможенный сбор.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Работа с Китаем.

Источник: https://ved.center/china/kak-rastamozhit-tovar

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.