8(800)350-83-64

Дары природы или собственность государства: в каких случаях нужно платить водный налог? кто является налогоплательщиками и по какой ставке?(2018г)

Содержание

Кто платит водный налог (налогоплательщики) — организации, физические лица в России

Дары природы или собственность государства: в каких случаях нужно платить водный налог? Кто является налогоплательщиками и по какой ставке?

Налоги платятся не только за недвижимость и транспортное средство, но и за использование водного объекта в различных целях.

Кто относится к категории плательщиков такого налога? Какие нюансы стоит знать, чтобы своевременно и правильно оплатить исчисленные суммы?

Основные моменты ↑

Что означает понятие «Налогоплательщики водного налога», каков порядок его начисления и особенности уплаты в государственный бюджет?

За что именно вносится оплата, какие водоемы и какие виды деятельности населения и организаций облагаются налогом?

Под водным налогом понимают плату за использование водных ресурсов, что находится на территории государства. Уплата производится в федеральный бюджет.

До появления такого налога все граждане РФ должны были осуществлять перечисление средств, как плату за воду. Нововведения в нормативных актах вступили в силу с 2005 года.

Плательщики водного налога – это лица, которые проживают на территории РФ, и пользуются водными объектами в порядке, что строго регламентирован нормативными актами.

За что платить

Оплата налога за водопользование осуществляется, если предприятие или гражданское лицо, зарегистрированное в качестве ИП, пользуется водоемами в таких целях:

  • для питья и бытовых потребностей населения;
  • для сельскохозяйственных нужд;
  • для использования в производственном процессе, в том числе и выработке электроэнергии;
  • для осуществления лесосплава;
  • чтобы добывать полезные ископаемые, торф, сапропель с днища;
  • для проведения строительных работ (кроме создания защитного сооружения от негативного влияния вод; для того, чтобы улучшить качество воды).
  • для иных целей государства и общественности.

Налог перечисляют в казну за использование:

  • рек;
  • моря;
  • ручья;
  • болота;
  • канала;
  • подземных источников;
  • озера и т. д.

Нормативная база

Регламентирован порядок, сроки уплаты и исчисления сумм налога за водопользование гл. 25.2 НК. В этом законе отменено лицензирование поверхностными объектами.

Права на использование водоемов налогоплательщик получает при составлении договора или решений о возможном использовании ресурсов.

В документе говорится о ежегодной индексации ставок по водному налогу, что были действительны в предыдущем году. Применено повышающий коэффициент 1,15.

В будущем будут действовать следующие коэффициенты:

С 2017 г. 1,32
В 2017 г. 1,52
В 2018 г. 1,75
В 2019 г. 2,01
В 2020 г. 2,31
В 2021 — 2025 гг. 2,66, 3,06, 3,52, 4,05, 4,65

Ставка водного налога в 2017 г. – 81 руб./тыс. м3. Плательщики обязаны отчитываться в орган по месторасположению водного объекта за каждый налоговый период (квартал).

Налоговые ставки установлены законодательством по каждому водному объекту в отдельности, с учетом месторасположения, экономического р-на и вида использования вод.

Если превышено норму потребления, сумма налога будет исчислена по ставке, что больше обычной в 5 раз. При отсутствии квартального лимита, уплатить нужно будет ¼ от суммы годовой нормы.

Исчисления сумм, что подлежат перечислению в государственную казну, плательщик проводит сам. Размер налога – это произведение налоговой базы, ставки налога. Общая сумма рассчитывается путем сложения показателей.

Для личного пользования водным объектом предоставляется полная свобода. Не относятся к водным объектам, что облагаются налогом:

  1. Забор вод из подземного источника, что содержит полезные ископаемые, ресурсы для лечения, а также термальных вод.
  2. Осуществление забора вод организациями-борцами с пожарами, или компаниями-ликвидаторами стихийного бедствия, аварии.
  3. Осуществление забора вод для таких видов попуска, как санитарный, экологический и судоходный.
  4. Забор морских и речных вод судном, чтобы обеспечить работу оборудования.
  5. Забор вод, использование акваторий водоемов предприятиями, основная деятельность которых – ловля рыбы, или ООО по производству водного биологического ресурса.
  6. Пользование акваторией водного ресурса для плавания на судне, маломерном средстве.
  7. Пользование акваторией для стоянок или размещения водного транспортного средства, коммуникации, здания, оборудования, а также для осуществления деятельности на воде и т. д.
  8. Акватория водоема, что используется с целью проведения мониторингов водного ресурса и другого ресурса, в том числе и для ведения такой деятельности, как поисково-съемочная, гидрографическая, геодезическая.
  9. Акватория водоема для расположения и проведения строительных работ для воднотранспортной отрасли, водопроводной, канализационной.
  10. Акватория вод, что используются плательщиками для организации отдыха людей с ограниченными возможностями, а также ветеранов и детей.
  11. Пользование водоемами при дноуглубительных и остальных видах деятельности, что связана с использованием судоходного водного пути или гидротехнического сооружения.
  12. Пользование водным ресурсом для потребностей обороны государства и его безопасности.
  13. Осуществление забора воды для полива сельскохозяйственных угодий, садового, дачного и огороднического участка, для водопоя животных.
  14. Осуществление забора шахтно-рудничной и коллекторно-дренажной воды из подземного источника.
  15. Пользование акваторией водоема рыбаками или охотниками.

Кто является плательщиком водного налога ↑

Кто обязан платить водный налог, а кто освобождается от такого обязательства – такую информацию просто необходимо знать любому гражданину и предприятию.

Выполнение своего долга по уплате налога государству позволит избежать штрафов за нарушения законодательства.

Общие правила

Платить налог не нужно лицам, которые используют водный объект на основании договора о пользовании водоемом, что заключался, и после того, как вступил в силу Водный кодекс.

В данном документе предусмотрено 2 основания использования водного объекта и решения о возможности использовать ресурс. В таком случае будет взиматься с плательщика плата за воду, а не налог.

Компании, которые обеспечивают жителей региона водой для собственных бытовых нужд, и имеют соответствующе договора, обязаны получать с населения плату за водоснабжение, — не будут перечислять водный налог.

Физическое лицо, которое не зарегистрировано в качестве ИП, или не ведет деятельность, что связана с пользованием водным ресурсом, а также не имеющее лицензии, не считается плательщиком водного налога.

Для того чтобы определить объем забранной воды, представителем налогового органа может быть потребован дополнительный список документации для проведения проверки расчета суммы.

Плательщиками признаются граждане и предприятия, срок действия лицензии которых истек, но новый договор не заключен, а лицо и далее пользуется водным объектом.

Оплачивать налог не нужно будет, когда заключено и зарегистрировано договора об использовании воды, что предусматривает плату (неналоговую).

Собственник или арендатор?

Часто возникает вопрос о том, кто должен платить налог – собственник или арендатор земельного участка, на котором расположен водный объект, что облагается налогом на водопользование.

: водный налог

Если владелец надела не использует водоем, он не получает права на освобождение от уплаты налоговой суммы. Любое начисление в государственный орган проводится собственником в порядке, оговоренном законодательными актами.

В том случае, если уведомления об оплате налога получает лицо, арендующее территорию, нужно будет подать в налоговый орган выписку из органа юстиции о том, кто является владельцем участка.

Контроль со стороны государства ↑

Уполномоченные лица следят за уплатой или взиманием налога. Такая деятельность органов позволяет предупредить и выявить правонарушения, привлечь к ответственности лица-плательщика, что нарушило закон.

Объект налогового контроля – движение денег в публичных денежных фондах, в том числе и трудовой, материальный и другой ресурс.

Предмет проверок – налоговая декларация и ведение бухгалтерского учета и т. д. (в соответствии с законодательством).

Представитель структур, который проводит проверку, не имеет права разглашать информацию о плательщике налога. Формы контроля установлены в пункте 1 статьи 31 НК.

Уполномоченное лицо имеет право:

  1. Потребовать пакет документации (те формы, что регламентированы нормативными актами), что является основанием для расчета и перечисления в казну, и подтверждает факт правильного исчисления и своевременное перечисление сумм.
  2. Изъять документы при проверках, если они являются доказательством нарушения, или есть основания полагать, что документы плательщик может уничтожить, изменить и т. п.
  3. Вызвать с помощью письменного обращения плательщика в налоговую структуру для пояснения уплаты или в других ситуациях, если это предусмотрено законодательством.
  4. Осмотреть водный объект, что используется плательщиком для получения прибыли.
  5. Привлечь для осуществления контроля специалиста, эксперта, переводчика.
  6. Вызвать лицо, которое является свидетелем определенных обстоятельств, важных для проведения проверок.

Проверка может быть выездного и камерального плана.

Мнение, что плательщиками признаются только предприятия, является не правильным.

Стоит помнить, что и физическое лицо, и индивидуальный предприниматель должен исчислять и уплачивать сумму налога, если их деятельность связана с водными объектами.

Источник: http://buhonline24.ru/nalogi/vodnyj/kto-platit-vodnyj-nalog.html

Кто признается плательщиком водного налога — НалогОбзор.Инфо

Кто признается плательщиком водного налога - НалогОбзор.Инфо

Платить водный налог должны те, кто использует водные объекты по лицензии. Это могут быть как организации, предприниматели, так и обычные граждане.

Причем во внимание нужно брать также лицензии, которые получили до введения Водного кодекса. То есть до 1 января 2007 года. После этой даты водопользование не лицензируется.

Поэтому, после того как закончится действующая лицензия, водопользователь заключит договор или получит разрешение и платить будет уже не водный налог, а плату по договору.

До окончания срока действия таких лицензий их владельцы признаются плательщиками водного налога.

Условно плательщиков водного налога можно разделить на две группы. Если вы не подходите ни под одну из них, значит, обязанности платить налог нет.

Также разобраться с тем, когда платить водный налог, а когда нет, поможет таблица.

Первая группа: пользуется объектами, для которых сейчас нужна лицензия

Сейчас лицензию выдают только на один вид водопользования. Это забор воды из подземных водных объектов. Так предусмотрено Законом от 21 февраля 1992 г. № 2395-1. То есть по такому виду водопользования платить налог обязательно, даже если лицензию вы по какой-то причине не получили.

Вторая группа: есть на руках действующая лицензия, которую продлять больше не нужно

Для нескольких видов водопользования сейчас действуют правила Водного кодекса. То есть получать лицензии для них больше не нужно. Вместо этого оформляют договор или разрешение.

И перечисляют не налог, а специальные платежи.

Но если лицензии, выданные ранее, еще действуют, то до окончания срока за их обладателями сохраняются обязанности плательщика водного налога.

Это случаи, когда организация:

  • забирает воду с поверхности водных объектов;
  • использует акватории водных объектов (кроме лесосплава в плотах и кошелях);
  • использует водные объекты без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • использует водные объекты для сплава древесины в плотах и кошелях.

Так установлено пунктом 1 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ.

Внимание: в Москве и Санкт-Петербурге с 1 января 2015 года не действуют лицензии (договоры) на пользование водными объектами, которые были выданы (заключены) до 1 января 2007 года. То есть до того, как был введен в действие Водный кодекс. Об этом сказано в пункте 5 статьи 5 Закона от 3 июня 2006 г. № 73-ФЗ.

Когда срок лицензий на перечисленные выше виды водопользования истечет, получать новые уже не понадобится. Вместо лицензии будет один из двух документов:

  • договор на использование водных объектов. Его заключают с региональными или местными администрациями. По договору и взимают плату за воду;
  • решение о предоставлении водных объектов в пользование. Решение предоставить водный объект для обороны и безопасности государства принимает Правительство РФ, а для других целей – региональные или местные администрации.

Это следует из статьи 333.8 Налогового кодекса РФ и статей 11–12, 21 Водного кодекса РФ.

Ситуация: нужно ли платить водный налог, если организация Крыма (Севастополя) использует подземные водные объекты без лицензии?

Ответ на данный вопрос зависит от того, должна ли организация получать лицензию на такую деятельность.

Есть случаи, когда использовать водный объект можно без лицензии. В таком случае платить водный налог не надо.

Если же на водопользование получить лицензию нужно, то платить налог придется. Даже если организация не выполнила обязанность и не получила разрешение, она не освобождается от уплаты водного налога. Исключений для организаций Крыма (Севастополя) в законодательстве нет.

Кроме того, за самовольное занятие водного объекта предусмотрена ответственность.

Это следует из статьи 333.8 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 10 июля 2015 г. № 03-06-05-02/39744.

Ситуация: нужно ли платить водный налог, если организация осуществляет забор воды на территории Республики Крым и Севастополя?

Ответ на этот вопрос зависит от целей забора воды.

По общим правилам организация обязана заплатить водный налог, если использует водный объект на основе лицензии.

В настоящее время лицензию выдают только на один вид водопользования. Это забор воды из подземных водных объектов. Подземными водами пользуются на основе лицензии по Закону от 21 февраля 1992 г. № 2395-1.

Кроме того, продолжают действовать лицензии, которые выдали ранее на другие виды водопользования. А именно на забор воды из поверхностных водных объектов, а также на использование водных объектов и их акваторий.

До окончания срока лицензии их обладатель будет плательщиком водного налога.

Организации Крыма вправе действовать по лицензиям, которые они получили еще на Украине (ст. 12 Закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ).

Налоговый кодекс не упоминает никаких исключений для Крыма по водному налогу. Так, на всей территории России действуют одинаковые ставки при заборе воды:

  • для водоснабжения населения;
  • из территориального моря и внутренних морских вод.

Однако ставки налога для водных объектов Крыма и Севастополя в Налоговом кодексе не предусмотрены.

А налоговая ставка – это обязательный элемент, без которого налог считается неустановленным (п. 1 ст. 17 НК РФ).

Поэтому, если организация осуществляет забор воды для других целей, рассчитать водный налог не получится.

Это следует из статьи 333.12 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 16 марта 2015 г. № 03-06-05-02/13793 (доведено письмом ФНС России от 9 апреля 2015 г. № ГД-4-3/5980 до сведения территориальных налоговых инспекций).

Кроме того, учтите, что есть случаи, когда платить водный налог не нужно – даже в случаях забора воды из подземных водных объектов.

Ситуация: нужно ли платить водный налог, если организация осуществляет забор воды из поверхностных водных объектов на территории Республики Крым и Севастополя без лицензии?

Нет, не нужно.

Забор воды из поверхностных водных объектов не лицензируется. Никаких исключений для Республики Крым и Севастополя нет.

Но это не значит, что платить за воду не нужно. Пользование водой в России платное. Вид этой платы зависит от целей использования воды.

Это либо водный налог, либо плата по договору водопользования.

Забор воды из поверхностных водных объектов осуществляют на основе договоров водопользования. Их заключают с федеральными органами, региональными или местными администрациями.

Это зависит от того, чьей собственностью является водный объект: федеральной, региональной или муниципальной соответственно.

В договоре указывают размер, условия и сроки внесения данной платы.

Такие правила содержит подпункт 1 пункта 1 статьи 11, статья 12, подпункт 4 пункта 1 статьи 13 Водного кодекса РФ.

За забор воды из поверхностных водных объектов (кроме морей), которые находятся в собственности Республики Крым и Севастополя, установлена плата в размере 540 руб. за 1000 куб. м воды в пределах объема допустимого забора воды (постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 876).

Ситуация: нужно ли платить водный налог, если организация осуществляет забор воды из первого от поверхности водоносного горизонта?

Да, нужно.

Водоносные горизонты относят к подземным водным объектам (подп. 2 п. 5 ст. 5 Водного кодекса РФ).

А на забор воды из подземных водных объектов нужна лицензия по Закону от 21 февраля 1992 г. № 2395-1.

Поэтому если организация-недропользователь изымает воду из недр, то она является плательщиком водного налога. Есть случаи, когда платить водный налог не придется.

А если организация забирает воду не из недр, а с поверхности водного объекта, то она платит не водный налог, а вносит плату по договору водопользования. Разобраться, когда организация подпадает под водный налог, а когда нет, поможет таблица.

Ответственность

Если лицензии нет, хотя должны были получить, то это не означает, что платить водный налог не придется. За самовольное использование водных объектов, кроме налоговой ответственности, грозит еще административная и уголовная.

Размер административного штрафа составляет:

  • для граждан – от 1000 до 3000 руб.;
  • для предпринимателя – от 10 000 до 30 000 руб.;
  • для организаций – от 50 000 до 100 000 руб.;
  • для должностных лиц – от 10 000 до 30 000 руб.

Для организаций и предпринимателя штраф могут заменить на другое наказание – приостановить деятельность на срок до 90 суток.

Об этом сказано в статье 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По Уголовному кодексу за деятельность без лицензий (разрешений) предусмотрено одно из следующих наказаний:

  • штраф, размер которого может достигать 300 000 руб.;
  • штраф в размере зарплаты (другого дохода) за период до двух лет;
  • обязательные работы сроком до 480 часов;

Такая ответственность установлена статьей 171 Уголовного кодекса РФ.

Когда платить водный налог не нужно

Ниже перечислены случаи, когда платить водный налог не нужно. Тут действует пункт 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ. Условно можно выделить пять групп.

Группа 1. Забор воды из подземных водных объектов:

  • воды, которая содержит полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы;
  • шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод.

Группа 2. Забор воды из водных объектов для:

  • ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  • санитарных, экологических и судоходных попусков;
  • морских судов, судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, чтобы обеспечить работу технологического оборудования;
  • рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан.

Группа 3. Использование акватории водных объектов для:

  • плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах;
  • разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
  • размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для деятельности, которая связана с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также для такой деятельности на водных объектах;
  • проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  • размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;
  • организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  • рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов.

Группа 4. Использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений.

Группа 5. Пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства.

Постановка на учет

Налогоплательщики, которые должны получать лицензии для пользования водой, обязаны встать на учет и по своему местонахождению, и по местонахождению водного объекта.

Встать на учет по своему местонахождению организация и предприниматель должны по общим правилам.

Чтобы встать на учет в качестве плательщика водного налога, достаточно получить лицензию на водопользование.

После этого управление по недропользованию передаст данные о недропользователе в налоговую инспекцию по местонахождению водного объекта. Сделать это должны в течение 10 дней после того, как выдали лицензию.

Налоговая инспекция самостоятельно без участия недропользователя поставит его на учет как плательщика водного налога.

Это следует из статьи 333.15, пункта 7 статьи 85 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: где организации встать на учет в качестве плательщика водного налога, если она планирует проводить забор воды из подземных водных объектов, которые находятся в разных муниципальных образованиях?

Если водных объектов несколько и они в разных муниципальных образованиях, то на налоговый учет нужно вставать по местонахождению каждого объекта.

Прежде чем встать на налоговый учет в качестве плательщика водного налога, организация должна получить лицензии на водопользование.

В каждой лицензии будет указан конкретный водный объект, из которого организация сможет забирать воду.

Вот по местонахождению каждого из них и нужно встать на учет в налоговых инспекциях.

Это следует из положений статьи 333.15 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом ФНС России от 25 марта 2013 г. № ЕД-4-3/5055.

Источник: http://nalogobzor.info/publ/nalogi_s_juridicheskikh_lic/vodnyj_nalog/kto_priznaetsja_platelshhikom_vodnogo_naloga/82-1-0-2140

Водный налог. Расчет водного налога. Объекты водного налога :

Россия является страной, где имеется достаточное обеспечение населения и промышленных организаций водными ресурсами.

По этой причине действующее законодательство применяет к этим объектам водный налог. На долю государства приходится почти 22% всех мировых запасов пресной и подземной воды.

Но при таких показателях жители используют меньше 4% речных стоков каждый год.

Экономическая сущность водного налога

На территории Российской Федерации придется платить налоги на воду, потому что это ограниченный и уязвимый природный ресурс.

задача государства – это полное обеспечение и поддержание оптимального уровня водного обеспечения целой страны.

При этом необходимо позаботиться об эффективном распределении водных ресурсов, а также повышении качества применения воды в хозяйственных системах.

Водный налог – это плата, которая способна возместить все затраты на восстановление и постоянную охрану водного объекта. Стоит отметить, что ограниченные показатели водных ресурсов страны смогут предопределить возможное появление рентного дохода в использовании воды.

Благодаря такому налогу его плательщики смогут позаботиться о рациональном и эффективном применении уникальных источников воды. Этот вид налогообложения способен повысить ответственность за сохранность водного объекта, а также постоянно поддерживать экологическое равновесие.

Кто должен платить налог на воду?

Российское законодательство постановило, что все водные налоги уплачиваются физическими лицами и организациями, которые осуществляют забор воды из источника.

Закон, который регулирует правовое использование пресной воды, начал действовать 1 января 2005 года.

Но действующее законодательство Российской Федерации 1 января 2007 года ввело новый Водный кодекс.

Теперь правило уплаты налогов распространяется только на тех, кто заключил правовые отношения и использует водные объекты.

Водный налог НК РФ распространяется на пользователей, которые получили соответствующие лицензии или договора на дальнейшую эксплуатацию природного водного объекта.

Они имеют полное право пользоваться поверхностной или подземной водой в соответствии с действующим кодексом Российской Федерации.

Кто платит?

Объекты водного налога – это граждане и организации, которые осуществляют специальное водоиспользование.

Иностранные лица также в обязательном порядке должны уплачивать этот налог, если они попадают под все обозначенные условия.

Плательщиками налога признаются те субъекты хозяйственной деятельности, которые заключали договора до введения нового Водного кодекса Российской Федерации.

  1. На местном уровне могут принимать решения органы самоуправления и исполнительные комитеты.
  2. На федеральном уровне принятием решений занимается Правительство Российской Федерации.

Использование воды общего назначения, где нет сооружений, устройств и технических средств, не попадает под налогообложение.

Водный налог применяется к таким разновидностям водоиспользования:

  1. Забор воды из водного объекта.
  2. Эксплуатация природного ресурса без сбора воды для гидроэнергетических целей.
  3. Применение акватории водного объекта.
  4. Использование водного объекта для сплавов древесины в плоту или кошеле.

К какому типу водопользования не применяется водный налог?

Можно выделить несколько видов деятельности, занимаясь которыми не придется платить налоги в государственную казну:

  • Налог не уплачивается, если происходит забор воды из подземного водного источника. Вода должна быть использована в качестве природного лечебного ресурса.
  • Применение воды для пожарной безопасности, ликвидации стихийного бедствия или аварии.
  • Использование водного объекта для того, чтобы обеспечить оборону страны, а также безопасность целого государства.
  • Процесс воспроизводства и восстановления водного биологического ресурса.
  • Использование воды для проведения топографических, гидрографических, поисковых работ на государственном уровне.
  • Применение акватории для организации отдыха или оздоровления детей, ветеранов или инвалидов.
  • Забор воды для орошения сельской земли, сада, огорода или дачного земельного участка.

Порядок расчета и уплаты водного налога

Многие специалисты считают, что расчет налога на воду является проблематичным. Исходя из полученных сумм, предприниматели должны выполнить анализ всех объектов налогообложения, чтобы рассчитать водный налог.

Ставка устанавливается действующим законодательством Российской Федерации и зависит от вида использования водного ресурса. Сегодня в НК РФ содержится подробное и четкое перечисление фиксированных ставок для каждого объекта налогообложения.

Сейчас законодательством Российской Федерации не предусматривается наличие льгот по водному налогу для субъектов.

Бухгалтерский учет налогообложения должен осуществляться по аналогичным правилам, что и любые другие налоговые отчисления.

Во время составления перечисления необходимо брать во внимание, что расчет водного налога будет проверяться установленными надзорными органами.

Все платежи перечисляются в федеральный бюджет в соответствии с КБК.

Какие перспективы у водного налога?

Сегодня многие спорят о необходимости существования налогообложения на водные ресурсы.

Налоговая база водного налога, по мнению некоторых людей, должна быть откорректирована, а также уменьшен порядок исчисления налоговых платежей.

Основная часть бизнесменов уверена, что это устаревший способ взимания авансовых взносов с предпринимателей, поэтому действующее законодательство Российской Федерации должно пересмотреть порядок осуществления платежей в бюджет.

По мнению экспертов, представленный вид налогообложения будет существовать еще не один десяток лет. В дальнейшем не планируется увеличивать ставки по всем видам водопользования.

С 2013 года все размеры выплат остаются неизменными, что говорит о стабильной ситуации.

Благодаря такому виду налогообложения субъекты предпринимательской деятельности, которые используют водные ресурсы, с особенной бережностью относятся ко всем природным водным ресурсам.

Использование природных ресурсов: налоговая база

В отношении водных объектов для каждого налогоплательщика определяется водный налог. Объект налогообложения определяется при помощи пункта 1 статьи 333.10 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законодательство определяет полный объем воды, которая была взята из источника за отчетный период. Чтобы точно определить объем, необходимо полагаться на показания измерительных приборов для воды.

Их необходимо регулярно фиксировать в соответствующем журнале первичного учета использования водных ресурсов.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем использованной воды будет определяться при помощи таких показателей, как общий период работы, а также производительность технических средств.

Налоговым периодом считается квартал.

Для каждого объекта налогообложения устанавливают твердые и фиксированные налоговые ставки, которые могут дифференцироваться по таким параметрам, как объем озера, моря, экономический район, а также площадь бассейна реки.

Подача декларации по водному налогу

Статья под номером 80 Налогового кодекса Российской Федерации описывает подачу письменного заявления от налогоплательщика, который должен отразить в нем полученные доходы и расходы.

В заявлении необходимо указать основные источники дохода, налоговые льготы, исчисленную сумму налога, а также другие важные данные.

Статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации предписывает предоставление в соответствующие налоговые органы по месту учета всех необходимых деклараций. Каждый человек обязан сделать выплаты по требуемым налогам и сборам.

Декларация включает в себя следующие пункты:

  • Титульный лист.
  • Раздел 1. Тут необходимо указать сумму налога, которую нужно заплатить в местные органы управления. Все суммы указываются по точным данным.
  • Раздел 2. В нем отображаются данные расчета налоговой базы, а также суммы по водному налогу. Каждый пункт расчетов должен указывать в дополнительных разделах.

Абсолютно все налогоплательщики должны заполнять в своей декларации титульный лист и разделы № 1 и № 2. Стоит отметить, что раздел № 2 может включать в себя только необходимое для плательщика количество строк.

Требования к заполнению налоговой декларации

Существуют общепринятые требования к оформлению налоговой декларации. Первым делом объекты налогообложения должны позаботиться о заполнении титульного листа.

На первых страницах нужно указать вид декларации, которая предоставляется в соответствующие органы (первичная или корректирующая).

Также тут должны быть зафиксированы такие данные, как номер квартала, отчетный год, полное название налоговой инспекции, в которую сдается декларация.

После этого указываются сведения о налогоплательщике – ОГРН, а также код основной разновидности деятельности. Титульный лист должен подписываться руководителями и главным бухгалтером, которые работают в организации. Подпись может поставить физическое лицо, которое является плательщиком водного налога.

В разделе под номером 1 отображаются все данные по суммам налога, которые подлежат уплате. Раздел под номером 2 заполняется налогоплательщиками, которые осуществляют забор воды из природного водного объекта.

Источник: https://www.syl.ru/article/184636/new_vodnyiy-nalog-raschet-vodnogo-naloga-obyektyi-vodnogo-naloga

Водный налог: расчет и ставка :

Водный налог относится к тем видам обязательных платежей в бюджет, которые обусловлены спецификой деятельности налогоплательщика. В данной статье описаны принципы формирования налоговой ставки, а также процедура расчета суммы налога.

Кто его должен платить

Вступил в действие этот налог 1 января 2005 года, заменив тем самым сбор под названием «плата за пользование водными объектами».

Водный налог теперь описан в отдельной главе 25.

2 НК РФ, и в соответствии с нормами этой главы платят такой налог организации и физические лица, пользующиеся водой на особых или специальных условиях.

Специальное водопользование – это, когда применяются технические средства, сооружения или устройства.

Если юридические или физические лица заключили договор об использовании некоего объекта после ввода в действие Водного кодекса РФ (после 1 января 2007 года), то они водный налог не платят. С них берется отдельная плата, схожая с арендной.

Какие объекты облагаются водным налогом

Налоговый кодекс определяет случаи, когда этот налог следует взимать:

  • Если из водных объектов осуществляется забор воды.
  • Если используются акватории объектов (лесосплав в эту категорию не входит).
  • Если водные объекты используются без отбора воды для электроэнергетики.
  • Если водные объекты используются для лесосплава.

Мало того, что в приведенных случаях надо платить налог на соответствующие виды деятельности, еще требуется получение лицензии.

В каких случаях водный налог не берется

Налоговый кодекс установил виды водопользования, для которых водный налог не исчисляется. Налогообложение не осуществляется если:

  • Производится забор термальной воды или воды, в состав которой входят полезные ископаемые, лечебные минеральные вещества.
  • Производится забор для пожарной безопасности, ликвидации аварий и последствий стихийных бедствий.
  • Водные объекты используются для нужд обороны и госбезопасности.
  • Производится забор для воспроизводства биологических ресурсов, в том числе для рыбоводства.
  • Акватории водных объектов используются для мониторинга государственными органами природных ресурсов.
  • Акватории используются для гидротехнических сооружений различного хозяйственного назначения.
  • Акватории используются для организованного отдыха детей, инвалидов и ветеранов.
  • Производится забор воды для полива земель сельскохозяйственного назначения и личных подворий, а также обслуживается птица и скот граждан и сельскохозяйственных организаций.
  • Акватории используются для охоты и рыболовства и т.п.

Перечень этот носит закрытый характер; то есть никаких дополнений к нему быть не может.

Налоговый период и налоговая база

Исчисляя водный налог, период отчетности следует брать равным трем месяцам (кварталу). По итогам деятельности за этот налоговый период, кроме того, в инспекцию подается декларация.

Налоговая база здесь сильно зависит от вида водопользования: ее следует определять по каждому объекту. Приведем некоторые особенности этой процедуры.

Если производится забор воды, то налоговая база – это объем воды, изъятой из водоема за налоговый период. Для определения величины потока чаще всего используются измерительные приборы: они дают самую высокую точность. Показания в таком случае заносятся в специальные журналы первичного учета.

Менее точным является способ, когда водный налог исчисляется на основании производительности технических средств забора и продолжительности их работы.

При невозможности использования приведенных выше способов остается определение расхода на основе норм водопотребления.

  • Если используются акватории объектов (без лесосплава), то налоговую базу следует определять как площадь этой акватории. Этот показатель определяется просто: берутся либо данные технической документации на объект, либо сведения из лицензии.
  • Если объект водного налога используется без отбора воды для электроэнергетики, то налоговая база – это объем электроэнергии, которая произведена за налоговый период.
  • Если используются водные объекты для лесосплава, то налоговая база находится расчетным путем. Она представляет собой произведение объема сплавленной древесины за налоговый период (в тыс. куб. м) и расстояния, на которое этот лес сплавлялся (в км), разделенное на 100.

Расчет налога производится самостоятельно каждой организацией или индивидуальным предпринимателем. Здесь не действует положение о начислении платежа в налоговой инспекции, как в случае с имущественными налогами.

Как рассчитывается налог

На водный налог ставка не может быть единой для всех обстоятельств, поскольку условия взимания налога совершенно разные. Размеры ставок прописаны в статье 333.12 Налогового кодекса РФ.

При заборе воды она измеряется в рублях за 1 тыс. куб. м и имеет двухслойную структуру: сначала она установлена для экономических районов, а внутри таких районов – в соответствии с бассейнами озер и рек. Морская вода имеет тоже разную стоимость – все зависит от расположения моря.

При использовании акватории ставка налога измеряется в тыс. рублей за 1 квадратный километр и тоже зависит от экономического района.

При заборе воды для электроэнергетики ставка измеряется в рублях за 1 тыс. кВтч, для лесосплава – в рублях за 1 тыс. куб. м сплавленной древесины на 100 км. В обоих случаях ставки разнятся в зависимости от морей, озер и бассейнов рек.

Важно, что на водный налог ставка устанавливается на год. Это означает, что при определении суммы платежа за квартал надо будет исчислять его как процент от суммы годового налога.

Лимиты и льготы

Водный налог имеет одну особенность: в некоторых случаях для налогоплательщиков устанавливаются лимиты забора воды. Они могут определяться другим законодательным актом — Водным кодексом, а могут и быть установлены органами местной власти отдельно для конкретного пользователя.

Пока организации или физическому лицу удается не выходить из этих рамок, налог определяется по обычным формулам, описание которых приведено в данной статье. Но как только лимиты превышаются, расчет водного налога для разницы придется проводить со ставкой, увеличенной в 5 раз.

Льготы по водному налогу есть, но очень мало.

Например, водоснабжение населения позволяет организации, оказывающей гражданам такие услуги, платить за 1 тыс. куб.

м меньше, чем при заборе для собственных нужд. По сути, эту норму даже льготой назвать нельзя — просто другой вид использования ресурсов.

Деловая практика российских предпринимателей показала, что в большинстве случаев пользоваться водными пространствами выгоднее на основании договоров аренды, а не на праве собственности. При арендных отношениях меньше ответственность за их сохранность, существенно ниже плата за пользование ресурсами. В итоге налогоплательщик снижает свою налоговую нагрузку.

Как представляется отчетность

Расчет водного налога прост: надо умножить показатель налоговой базы на величину налоговой ставки для данного вида деятельности. Производить расчет должен самостоятельно каждый налогоплательщик, поскольку инспекция извещений, как в случае с земельным и налогом на имущество, не шлет.

Расчет содержит и декларация по водному налогу, которую следует сдавать не позднее 20-го числа того месяца, который следует за отчетным кварталом. Например, за первый квартал сдать ее надо до 20 апреля и т. д. в ту налоговую инспекцию, в ведении которой находится объект налогообложения.

Когда надо платить налог

Следует иметь в виду, что уплата водного налога по сроку совпадает с конечной датой подачи декларации – 20-е число того месяца, который идет за очередным налоговым периодом — кварталом. Поэтому сдавать отчетность надо до 20-го числа, чтобы не произошло нежелательного наложения конечных сроков.

Налогоплательщикам не запрещено осуществлять несколько видов водопользования, сочетая их. Однако налог надо уплатить в обозначенные сроки единой суммой, а вся дифференциация по видам должна быть отражена в налоговой декларации.

Какой налог платится на водные транспортные средства

Термин «налог на водный транспорт» – это производное выражение от обычного транспортного налога, принципы применения которого определены главой 28 НК РФ.

В этой главе отдельно водные виды транспорта упомянуты наряду с автомобильными средствами и воздушными судами. Обязательное условие налогообложения – регистрация транспортного средства в законном порядке.

Плательщиками данного налога являются физические лица и организации, имеющие в собственности объект налогообложения.

Налог на водный транспорт исчисляется на следующих принципах:

  • Если у транспортного средства есть двигатель, что налоговой базой считается мощность этого двигателя, определенная в лошадиных силах.
  • Если судно относится к буксируемому типу – вместимость в тоннах.
  • Если ни то, ни другое – само транспортное средство.

Налоговым периодом считается год.

Данный налог относится к региональным платежам, поэтому его ставки устанавливается властями на местах и содержат множество льгот для разных категорий налогоплательщиков. Федеральный центр задает только рамки, за которые выходить непозволительно.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-vodnyj-nalog-raschet-i-staa.html

Вам будет интересно:

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть